Теплым весенним вечером 3 апреля в офисе Центра Гражданских Инициатив
«Звезда Крама» состоялся мастер-класс по росписи пасхальных яиц
традиционной народной техникой. Проводила
обучение мастерица Боровская Наталья, член Донецкого
творческого объединения художников и мастеров «Надхнення», а также член
Словянского клуба – студии «Славяне». По профессии Наталья — художник
по керамике, звание мастера декоративно – прикладного искусства она
получила за пропаганду народного творчества. Маленькой девочкой Наташа с
подружками перенимали секреты росписи яиц «писанок» у соседской
бабушки, так как родом она из Ивано-Франковской области,
которая была южным центром Червонной Руси (более позднее название этой
территории Галицкая Русь). Наталья не только поделилась с нами своими
секретами мастерства, но и изготовила каждой участнице древний
инструмент для нанесения воска на скорлупу-писачок.
Традиция росписи яиц уходит своими корнями в дохристианские времена.
Писанки также как и традиционная вышивка по полотну сохранили древние
архаичные символы, несущие миропонимание и гармонию.
Для нашего современника важно понимать , что если через века и лихолетия
пронесена память и сохранена традиция , то это и есть часть нашей
великой культуры.
В течении всего вечера мастерица не раз подчеркивала, что «писанка» —
это своеобразная открытка, послание,которую расписывали , дарили близким и
хранили в доме как драгоценность. Рисунок для росписи подбирался
тщательно и носил глубокий символичный смысл. Это было пожелание добра и
долголетия, так как рисунок наполнялся животворящими символами, верой в
будущее.
Процесс рождения «писанки» собственными руками, был сродни
сотворению чуда. Вначале, каждая из участниц из множества предложенных
вариантов выбрала только тот рисунок, который отозвался в её сердце.
Затем послойно на скорлупу яйца наносился воск и проходил процесс
окрашивания. Кульминацией процесса было «открытие» «писанки», то есть
снятие воска. Умиротворение и гармония витали в воздухе. Ценность этого
мастер-класса не только в удовлетворении эстетических потребностей
личности, но и в создании надличностных надматериальных ценностей, в
пробуждении генной памяти, получении истинных знаний о традициях наших
предков, в сохранении семейных ценностей и приобщении к проявлениям
добра и добродетельности молодежи.
|